Программа

Клуб образовательной робототехники «Роботрек-Хабаровск»

ИНН 281503812575 ОГРНИП 315272400008064

680000, г. Хабаровск, ул. Ленина, 58-11.

тел: 93-25-65, email: robotrack27@gmail.com

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель «Роботрек»

______________М.В.Селезнев

«____»____________ 2016 год

(Печать, подпись)

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Робототехника»

 

 

 

 

 

 

Срок реализации – 1 года

Возраст обучающихся – 10 - 16  лет

Уровень – стартовый

Направленность естественнонаучная

 

 

 

                                                                                                                Автор-составитель:

Селезнев Михаил Викторович, педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Хабаровск

2016 год

Пояснительная записка

Направленность программы – техническая.

Направление – робототехника.

Уровень обучения – базовый (общекультурный).

Данная программа предназначена для  учащихся начальной и средней школы, посещающих учреждение дополнительного образования.

Программа ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, мо­делирования и программирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню начального и основного общего образования, направле­на на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.

Использование конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Робототехника» являются:

- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

- владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Настоящая программа разработана с учетом:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

 - Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

 - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы общеобразовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 196 от 09 ноября 2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письма от 18 ноября 2015 года № 09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации «По проектированию дополнительных общеразвивающих программах».

Адресат программы

На программу принимаются все желающие 10-16 лет, не имеющие ограничений по здоровью. Срок обучения по программе – 1 год.

Количественный состав групп формируется исходя из эффективности усвоения материала, возможности работать малыми группами и индивидуальной работы, в соответствии с учебным планом организации.

Дети 10 - 16 лет - это начало переходного возраста, поэтому в этот период нужно быть с ребенком максимально внимательным, осторожным и толерантным. Это уже не малыши, но еще не старшие дети. Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Дети такого возраста всегда готовы помочь, так как у них развито желание лидерства. Поэтому необходимо разработать систему мотивации и поощрений. При нарушении правил поведения, как правило, идут на этот шаг осознанно, зная, что можно, а что нет. Часто дети захотят поделиться своими секретами, доверить какую-либо информацию, попросить помощи. Выслушать ребенка, дать совет очень важно. Важно выделить лидера в коллективе, сплотить их. Дети стремятся подражать старшим и пример педагога очень важен. Дети активно проявляют самостоятельность, стараются стать как можно более независимыми. Все эти качества педагог должен разумно использовать в работе с детьми. Организация работы с конструктором «Роботрек Базовый» базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». При сборке моделей, учащиеся не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров. Они ещё и вовлечены в игровую деятельность. Играя с роботом, школьники с лёгкостью усваивают знания из естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и исправлять их. Ведь робот не может обидеть ребёнка, сделать ему замечание или выставить оценку, но при этом он постоянно побуждает их мыслить и решать возникающие проблемы.

Объем программы и режим занятий

Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа. Количество занятий за год – 72 часа (36 недель). Оптимальное число обучающихся в группе –8-10 человек.

Продолжительность академического часа 45 минут+10 минут+45 минут (10 минут – это время перемены в соответствии с нормами СанПина).

Актуальность программы заключается в востребованности развития широкого кругозора учащихся, в том числе в естественнонаучном направлении, определяется потребностью государства в инженерных кадрах, реализацией «Концепцией развития инженерного образования в Хабаровском крае» и необходимостью развития с детства инженерного мышления ребенка, для его мотивации к деятельности инженерно-технической сфере.

Программа  «Робототехника» ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования и мо­делирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа направле­на на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.

Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных компьютерных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.

 

Особенности реализации программы

Программа состоит из 5 разделов. При переходе к изучению четвертого раздела обучаемые делятся на микрогруппы по 2-3 человека и работают над созданием проектной модели. В рамках пятого раздела проводится защита проектов (индивидуальных и коллективных), которые служат своего рода аттестационной или итоговой работой. При подготовке проектов (моделей роботов) обучаемые занимаются самостоятельно как под руководством преподавателя, т. е в аудитории, так и вне аудитории в отсутствии преподавателя.

Цель: развитие технических, интеллектуальных, творческих способностей учащихся через практическое освоение необходимых умений и навыков для достижения результатов в робототехническом конструировании.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить  с историей робототехники, терминологией, использованием робототехнических средств в современном мире, основами черчения, конструирования, механики и т.д.;

- научить  соблюдать правила техники безопасной работы с механическими устройствами.

- собирать робото-конструкции и исследовать их возможности;

- научить использовать в работе  алгоритм действий выполнения модели (работа с инструкциями при подборе для дальнейшего монтажа модели, изучение и разбор чертежа, подбор материалов, изготовление элементов модели, сборка, регулировка, устранение неполадок, изучение возможности собранных моделей, демонтаж конструкции);

- научить читать и разрабатывать рабочий чертёж, рассчитывать размеры конструкций и их элементов;

Развивающие:

- содействовать развитию навыков работы над индивидуальными и групповыми изделиями при подготовке к выставке, соревнованиям;

 -  привить аккуратность и прилежность в работе;

-        развить наблюдательности, фантазии, индивидуальных творческих и технических способностей;

-    развить фантазию и образное мышление;

- сформировать интерес и желание к самостоятельному техническому творчеству, поиску нового знания, проектированию и  конструированию моделей;

-  формировать характер учащихся, направленный на эффективную работу в коллективе, достижение определённых результатов, взаимопомощь.

Воспитательные:

- поддержать устойчивый интерес и мотивацию к творческому поиску, новым техническим знаниям и исследованиям;

- повысить престиж инженерных и технических специальностей;

- формировать коммуникативную культуру и взаимопомощь, уважительное отношение к труду и творчеству других детей;

- воспитывать  аккуратность и трудолюбие;

- формировать эстетические и нравственные качества личности.

По окончании изучения программы, после защиты проекта, обучаемый получает сертификат о прохождении курса обучения по программе "Робототехника".

Формы учебной работы с детьми:

  • теоретические и практические занятия;
  • работа групповая и по подгруппам;
  • формы проведения занятий: выставка, защита проектов, праздник,
  • презентация моделей роботов, соревнование, виртуальная экскурсия и др.

Учебный план

№ п.п

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

1

Раздел 1. Введение

4

3

1

2

Раздел 2. Основы робототехники

12

6

6

3

Раздел 3. Основы программирование

52

-

52

4

Раздел 4.Свободное конструирование

2

-

2

5

Раздел 5. Защита готового проекта

2

-

2

 

Итого

72

9

63

 

 

Календарный учебный график

Неделя обучения

 

 

Итого часов

Неделя обучения

 

 

Итого часов

 

 

 

 

1 неделя

Т

2

19 неделя

П

2

2 неделя

Т, П

2

20 неделя

П

2

3 неделя

Т, П

2

21 неделя

П

2

4 неделя

Т, П

2

22 неделя

П

2

5 неделя

Т, П

2

23 неделя

П

2

6 неделя

Т, П

2

24 неделя

П

2

7 неделя

Т, П

2

25 неделя

П

2

8 неделя

Т, П

2

26 неделя

П

2

9 неделя

П

2

27 неделя

П

2

10 неделя

П

2

28 неделя

П

2

11 неделя

П

2

29 неделя

П

2

12 неделя

П

2

30 неделя

П

2

13 неделя

П

2

31 неделя

П

2

14 неделя

П

2

32 неделя

П

2

15 неделя

П

2

33 неделя

С, П

2

16 неделя

П

2

34 неделя

С, П

2

17 неделя

П

2

35 неделя

С,ПР

2

18 неделя

П

2

36 неделя

ПР

2

ИТОГО 72 часа

Примечание: Т - теоретическое занятие, П - практическое занятие, С – самостоятельная работа, ПР - защита проектов

* С - проводится вне аудитории

 

             

       

Учебно-тематический план

№ пп

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1

Введение

4

3

1

1.1

Знакомство с детьми. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

1.2

Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов, применяемые в современном мире.

1

1

-

1.3

Знакомство с конструктором «Мой Робот». Что входит в конструктор. Первые шаги.

2

1

1

2.

Основы робототехники

12

6

6

2.1

Механика в робототехнике.

2

1

1

2.2

Мышцы робота - двигатели.

2

1

1

2.3

Управление роботом.

2

1

1

2.4

Инфракрасные датчики.

2

1

1

1

2

3

4

5

2.5

Управление роботом ПДУ.

2

1

1

2.6

Подъемные механизмы.

2

1

1

3.

Основы программирования

52

-

52

3.1

Программируемая плата.

2

-

2

3.2

Программирование кнопки.

2

-

2

3.3

Инфракрасные датчики. Простейшее программирование.

2

-

2

3.4

Период и частота. Серводвигатель.

2

-

2

3.5

Обнаружение края стола.

2

-

2

3.6

Ток.

2

-

2

3.7

Передача электрической энергии. Рычаги в строительной технике.

2

-

2

3.8

Домашние роботы.

2

-

2

3.9

Кинетическая энергия.

2

-

2

3.10

Инерция.

2

-

2

3.11

Законы ньютона.

2

-

2

3.12

Гироскоп.

2

-

2

3.13

Применение гироскопов в технике.

2

-

2

3.14

Звук.

2

-

2

3.15

Свет.

2

-

2

3.16

Энергия и ее источники.

2

-

2

3.17

Электрическая энергия.

2

-

2

3.18

Напряжение и ток. Трансформаторы.

2

-

2

3.19

Автоматизация.

2

-

2

3.20

Роботы спортсмены.

2

-

2

1

2

3

4

5

3.21

Солнечная энергия.

2

-

2

3.22

Энергия Ветра.

2

-

2

3.23

Искусственный интеллект.

2

-

2

3.24

Биомиметика.

2

-

2

3.25

Использование энергии в машинах.

2

-

2

3.26

Рычаги и механизмы в роботах.

2

-

2

3.

Самостоятельное проектирование

2

-

2

4.

Защита готового проекта

2

-

2

 

Итого

72

9

63

5. Содержание рабочей программы

1 раздел «Введение»

Тема 1.1 Знакомство с детьми. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Вступительное слово педагога. Знакомство с детьми. Техника безопасности в компьютерном кабинете. Техника безопасности при работе с конструктором. Общие правила техники безопасности. Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности. Правила внутреннего распорядка. Цели и задачи объединения. Планы на текущий учебный год.

Тема 1.2. Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов, применяемые в современном мире.

Понятие «робот», «робототехника». Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. Просмотр видеофильмов о роботизированных системах. История развития технологий: от механических устройств до современных роботов.

Тема 1.3.  Знакомство с конструктором «Роботрек - Базовый». Что входит в конструктор. Первые шаги.

Знакомство с основными деталями конструктора. Изучение названия элементов конструктора. Разбор основных деталей их изучение и применение. Как работать с инструкцией. Проектирование моделей-роботов. Символы. Терминология. Показ действующей модели робота. Основные меры безопасности при работе с инструментами. Разметочные измерительные инструменты, плоскогубцы, пассатижи, круглогубцы, отвёртки, шестигранные и рожковые ключи, плашки под болты и гайки и др.

Как собирать робот. Как научить робота двигаться. Как собрать собственного робота. Демонстрация действующей модели робота.

2 раздел "Основы робототехники"

Практика. Сборка готовых моделей роботов

Сборка действующей модели. Демонстрация модели. Использование модели для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи. Закрепление навыка соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие. Развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога.

Тема 2.1 Механика в робототехнике. Машины и механизмы.

Разбор основных понятий рычаг, центр, масс, плечо. Принципы механики в робототехнике. Принцип рычага. История рычагов Разбор основных понятий: трение, передача, движение. Знакомство детей с понятием эластичной деформации. Примеры в реальной жизни. Демонстрация и сборка моделей роботов по готовым картам (Водяная мельница, катапульта, ручной вентилятор).

Тема 2.2 Мышцы робота - двигатели.

Компоненты роботов. Зубчатые передачи. Применение зубчатой передачи для уменьшения/увеличения скорости вращения. Оси и шестеренки. Сборка роботов по готовым картам (Робот-акробат,  экскаватор).

Тема 2.3 Управление роботом.

Схемы управления роботами. Понятие контроллер и микроконтроллер. Знакомство с пультом дистанционного управления. Электроника ПДУ. Сборка роботов по готовым картам (Биплан).

Тема 2.4 Инфракрасные датчики.

Понятие инфракрасных датчиков их роль в работе роботов. Принцип действия ИК-датчика. Применение свойств ИК датчиков в робототехнике. Робот следующий по линии (line follower). Принцип следования по черной дорожке. ИК-датчики для обнаружения черной линии. Сборка роботов по готовым картам (Паровоз). Сборка роботов по готовым картам (Вертушка).

Тема 2.5  Управление роботом ПДУ.

Знакомство со способами управления роботом. Принцип удаленного управления.  Способы взаимодействия пульта и инфракрасного приемника. Управление роботом. Сборка роботов по готовым картам (мини формула-1 гоночный автомобиль).

Тема 2.6  Подъемные механизмы.

Работа с весом. Подъемные механизмы. Сборка роботов по готовым картам (Башенный кран).

3 раздел "Основы программирования"

Практика. Сборка готовых моделей роботов.

Сборка действующей модели. Демонстрация модели. Использование модели для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи. Закрепление навыка соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие. Развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога.

Тема 3.1 Программируемая плата.

Микроконтроллеры в нашей жизни, программируемая плата «Трекдуино». Среда программирования (IDE). Программирование двигателей. Сборка модели двухмоторная тележка.

Тема 3.2  Программирование кнопки.

Кнопка (или кнопочный переключатель) как самый простой и доступный из всех видов датчиков. Подключение кнопки к Трекдуино. Проблемы при подключение кнопки и их исправление. Сборка модели бамперная машинка.

Тема 3.3  Инфракрасные датчики. Простейшее программирование.

Понятие инфракрасных датчиков их роль в работе роботов. Принцип действия ИК-датчика. Применение свойств ИК датчиков в робототехнике. Принципы работы простейших логических элементов. Сборка роботов по готовым картам (вентилятор).

Тема 3.4  Период и частота. Серводвигатель.

Серводвигатели. Сервоприводы. Сборка роботов по готовым картам (Маятник).

Тема 3.5 Обнаружение края стола. (Насекомое).

Инфракрасные датчики. Использование датчиков для обнаружения края стола. Сборка роботов по готовым картам (Насекомое).

Тема 3.6  Ток.

Системы питания роботов. Электрический ток. Понятие о постоянном и переменном токе. Сборка роботов по готовым картам (Молот).

Тема 3.7  Передача электрической энергии. Рычаги в строительной технике.

Путь электричества от источника до потребителя. Строительные машины и оборудование. Робототехника в строительстве Сборка роботов по готовым картам (Самосвал).

 

Тема 3.8 Домашние роботы.

Бытовые (домашние роботы). Сборка роботов по готовым картам (Робот-пылесос).

Тема 3.9  Кинетическая энергия.

Энергия. Переход энергии из одного вида в другой. Кинетическая энергия. Сборка роботов по готовым картам (машина поворачивающая с помощью серводвигателя).

Тема 3.10 Инерция

Определение понятия инерция. Примеры из реальной жизни. Катапульта, принцип. Сборка роботов по готовым картам (Самоходная катапульта).

Тема 3.11 Законы Ньютона.

Три важнейших закона классической механики. Формулировки. Объяснение на примерах. Действие и противодействие. Сборка роботов по готовым картам (Робот-жук).

Тема 3.12 Гироскоп

Гироскоп. История Принцип работы датчика гироскоп. Применение в технике. Сборка роботов по готовым картам (Мотоцикл).

Тема 3.13 Применение гироскопов в технике

Сборка роботов по готовым картам (Сегвей).

Тема 3.14 Звук

Звук и его природа. Для чего нужен звук. Динамик. Сборка роботов по готовым картам (Погрузчик)

Тема 3.15  Свет

Свет его природа и свойства. Лампа накаливания светодиод. Сборка роботов по готовым картам (Мотоцикл).

Тема 3.16  Энергия и ее источники.

Функционирование роботов. Источники энергии для работы роботов. Сборка роботов по готовым картам (Валли).

Тема 3.17  Электрическая энергия.

Электрическая энергия. Виды электрической энергии. Сборка роботов по готовым картам (Квадроробот).

Тема 3.18  Напряжение и ток. Трансформаторы.

Трансформаторы тока и напряжения. Зачем нужны трансформаторы. Принцип действия и конструкция. Сборка роботов по готовым картам (Квадроцикл).

Тема 3.19 Автоматизация.

Автоматизация. Задачи, применение. Сборка роботов по готовым картам (Автоматические ворота).

Тема 3.20  Роботы спортсмены.

Применение пройденного материала. Сборка роботов по готовым картам (Робот-гольфист, робот- волейболист).

Тема 3.21  Солнечная энергия

Солнечная энергия как альтернативный источник энергии. Достоинства, недостатки. Применение. Сборка роботов по готовым картам (Бульдозер).

Тема 3.22  Энергия ветра

Энергия ветра как альтернативный источник энергии. Достоинства, недостатки. Применение. Сборка роботов по готовым картам (Погрузчик).

Тема 3.23  Искусственный интеллект

Искусственный интеллект в робототехнике. Технологии искусственного интеллекта. Создания интеллектуальных и эффективных роботов. Три закона робототехники. Сборка роботов по готовым картам (Голиаф).

Тема 3.24  Биомиметика.

Биомиметика (бионика). Использование образов живой природы в робототехнике. Сборка роботов по готовым картам (змея).

Тема 3.25  Использование энергии в машинах.

Сборка роботов по готовым картам (Боевой волчок).

Тема 2.26 Рычаги и механизмы в роботах

Механизмы и конструкции в роботах. Сборка роботов по готовым картам (Робот -боксер).

4 раздел "Составление собственного творческого проекта"

Построение моделей по собственному творческому замыслу, с использованием знаний и умений, полученных в разделе 1-3.

         Разработка индивидуального (или группового) творческого проекта. Разработка проводится самостоятельно, как под руководством преподавателя, так и вне аудитории.

Основные этапы подготовки проекта:

1. Обозначение темы проекта.

2. Цель и задачи представляемого проекта.

3. Разработка роботизированного устройства.

4. Программирование устройства.

5. Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.

5 раздел "Представление и защита проекта"

Каждый ребёнок (или группа) рассказывает про модель, изготовленную в течение текущего учебного года: сборка модели, её свойства, характеристики, нюансы монтажа и демонтажа и т.п. Распределение работы с учётом интересов и подготовки каждого участника.

Защита самостоятельных работ.

Темы самостоятельных работ:

  1. Транспорт в современном мире.
  2. Робот Суммоист.
  3. Транспорт для передвижения по поверхности других планет.
  4. ИК датчики в современном мире, область их применения.
  5. Роботы- помощники.
  6. Перспективные направления развития робототехники.
  7. Роботы-исследователи.
  8. Умный дом.
  9. Роботы в кино.
  10. Медицинские роботы.
  11. Гироскопы.
  12. Образы живой природы в робототехнике.

Ожидаемые результаты:

Обучающие:

  • дети познакомятся с историей робототехники, использованием робототехнических средств в современном мире, основами черчения, конструирования, механики и т.д.;
  • освоят специальную терминологию: материнская плата, сборка и демонтаж модели, инфракрасный сенсор, дистанционный, контроллер, датчик, амплитуда, сервомотор, подъёмная сила, модель, конструкция, киль, крыло, шасси, двигатель, консоль, стабилизатор, масштаб и др.;
  • научатся соблюдать правила техники безопасной работы с механическими устройствами, сумеют использовать разметочные измерительные инструменты, плоскогубцы, пассатижи, круглогубцы, отвёртки, шестигранные и рожковые ключи, плашки под болты и гайки и др.
  • сформируется умение собирать робото-конструкции и исследовать их возможности;
  • познакомятся с техническими характеристиками материалов и комплектующих частей, конструкторскими особенностями отдельных роботов Роботрек;
  • смогут использовать алгоритм действий выполнения модели (работа с инструкциями при подборе для дальнейшего монтажа модели, изучение и разбор чертежа, подбор материалов, изготовление элементов модели, сборка, регулировка, устранение неполадок, изучение возможности собранных моделей, демонтаж конструкции);
  • смогут читать и разрабатывать рабочий чертёж, рассчитывать размеры конструкций и их элементов;
  • познакомятся с классификацией двигателей, устройством, обслуживанием и эксплуатацией двигателей роботов, установка их на модели;
  • узнают технические характеристики роботов «Роботрек».
  • узнают основы программирования в среде (IDE)
  • узнают основные принципы механики
  • узнают порядок создания алгоритма программы, как использовать созданные программы;
  • смогут самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
  • смогут создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
  • смогут рационально использовать учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания роботов и робототехнических систем

Развивающие:

- дети приобретут навыки работы над индивидуальными и групповыми изделиями при подготовке к выставке, соревнованиям;

- научатся  аккуратности и прилежности в работе;

- разовьются  наблюдательность, фантазия, индивидуальные творческие и технические способности;

- обучающиеся свободно смогут варьировать полученными знаниями и умениями, проявляя собственную фантазию и образное мышление;

- сформируются  способы умственной деятельности и аналитического мышление;

- разовьется интерес и желание к самостоятельному техническому творчеству, поиску нового знания, проектированию, конструированию и изготовлению моделей;

- у детей сформируется характер, направленный на эффективную работу в коллективе, достижение определённых результатов, взаимопомощь.

Воспитательные:

  • поспособствовать поддержанию устойчивого интереса и мотивации к творческому поиску, новым техническим знаниям и исследованиям;
  • обучающиеся профессионально будут ориентированы в области робототехнической промышленности, повысится престиж инженерных и технических специальностей;
  • сформируется коммуникативная культура и взаимопомощь, уважительное отношение к труду и творчеству других детей;
  • сформируются эстетические и нравственные качества личности, аккуратность и трудолюбие.

По окончании обучения, учащиеся получают сертификат.

Методическое обеспечение:

 Методы, которые будут использованы в работе:

  • словесные;
  • наглядные;
  • методы приобретения знаний;
  • формирования умений и навыков;
  • применение полученных знании;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемно-поисковый;
  • методы стимулирования и мотивации интереса к учению;
  • методы устного контроля и самоконтроля;

Методы стимулирования поведения и деятельности

  • создание ситуации успеха; 
  • поощрение; 
  • похвала

Педагогические технологии:

  • технология коллективного взаимообучения; 
  • игровой деятельности;
  • коммуникативная технология обучения; 
  • технология коллективной творческой деятельности; 
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); 
  • информационно-коммуникационные технологии; 
  • здоровьесберегающие технологии; 
  • технология проектного обучения.

Формы предъявления результатов

результаты соревнований, участие в соревнованиях, выставка, конкурс, фестиваль, отчетное занятие, зачет, контрольная работа, аналитическая справка, дневник наблюдений, журнал посещаемости, анкетирование и тестирование, портфолио, беседа, защита проектов,  деловая игра, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, практическое занятие,

Виды аттестации

  • вводная
  • промежуточная
  • итоговая

Форма обучения  - очная

Материально-техническое обеспечение

1. Компьютер персональный – 6 шт.

2. Проектор мультимедийный.

3. Стол компьютерный – 1  шт.

4. Стол письменный – 5 шт.

5. Стол учительский – 1 шт.

6. Конструктор «Роботрек Базовый» (12-16 лет).

Оценочная деятельность

Для отслеживания результативности данной программы используются следующие инструменты мониторинга:

  1. Индивидуальные карты учета результатов обучения.
  2. Анализ результатов участия детей в защитах творческих проектов.
  3. Формирование и анализ фото и видео материалов.
  4. Уровень удовлетворенности учащихся и родителей.
  5. Диагностический материал, измененный в соответствии с поставленными задачами и с возрастом учащихся.
  6. «Анкета выявления удовлетворенности для обучающихся».
  7. «Анкета выявления удовлетворенности родителей обучающихся» А.А. Андреевой.
  8. Диагностики детской одаренности (шкала поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли и соавторов в адаптации Л.В. Поповой).
  9. Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (автор - Лосева А.А.).
  10. Анкета для родителей по определению уровня проявления способностей ребенка (автор - Сизанов А.Н.).

* Критерии и нормы оценки индивидуальных и коллективных проектов (моделей роботов)

 «Отлично»:

- ответ полный, правильный, с использованием терминологии, отражающий основной материал курса;

- правильно и самостоятельно выполнена практическая работа, с соблюдением последовательности выполнения и техники безопасности.

«Хорошо»:

- ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, но есть неточности в изложении основного материала или выводах;

- практическая работа соответствует требованиям, но выполнена не аккуратно, имеет неточности или нарушение последовательности действий.

 «Удовлетворительно»:

- ответ правильный, учащийся в основном понимает материал, но не четко определяет понятия и последовательность работы, не может правильно дать определения используемым терминам;

- практическая работа выполнена не точно, не аккуратно, нарушена последовательность действий, содержание работы требует дополнительных разъяснений.

«Плохо»:

- ответ неправильный;

- не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, терминов;

- практическая лабораторная работа не соответствует предъявленным требованиям.

 

Кадровое обеспечение

Для проведения занятий по программе "Робототехника" привлекаются преподаватели, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по направлению деятельности и высшее или среднее педагогическое образование или дополнительное образование по направлению "Педагогика"; или имеющие высшее педагогическое образование и образование по направлению деятельности (профессиональное или дополнительное).

 

        Список литературы:

Для педагога:

1. Робототехника в школе. Методика, программы, проекты /Самылкина Надежда Николаевна, Тарапата Виктор Викторович; Стригунова М.С. — Лаборатория знаний, 2017. — 109с.

2. Робототехника и образование: школа, университет, производство: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 14–15 февраля 2018 г.).

3. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление /Филлипов Сергей; Шкерин В.Е. — Лаборатория знаний, 2017. — 176с.

4. Робототехника и образование: школа, университет, производство: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 14–15 февраля 2018 г.).

5. Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей: уч.-метод. пособие / Ю.В. Рогов. – Челябинск, 2012. – 72 с.: ил.

6. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный http://robotics.ru/.

Роботы и робототехника [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.prorobot.ru, свободный.

7. AiRobotts портал посвященный робототехнике и киберпространству! [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://airobots.ru, свободный

8. Официальный сайт Программы «Робототехника» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.russianrobotics.ru, свободный. – Загл. с экрана.

9. Учебно-методический комплекс "Роботрек" [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://robotrack-rus.ru/wp-content/uploads/2017/06/UMK-ROBOTREK.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

 

Для учащихся:

1. Корягин А.В., Смольянинова Н.М. Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов

2. Халамов В.Н. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников: рабочая тетрадь №1. Арт. 00513. Халамов В.Н.Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников: рабочая тетрадь

3. Брага, Н. Создание роботов в домашних условиях/ Н. Брага. – М.: NT Press, 2007. – 368с.

4. Колосов, Д.Г. Первый шаг в робототехнику / Д.Г. Колосов. - М.: БИНОМ, 2012. – 286с. 

            5. Рогов, Ю.В. Робототехника для детей и их родителей / Ю.В. Рогов. – Челябинск, 2012. – 72с.

          6.   Филиппов, С.А Робототехника для детей и родителей. / С.А. Филиппов. – СПб.: Наука, 2011. – 195с.

 

 

 

 

Записаться на бесплатный урок


Наши филиалы

Обратный звонок

ул. Ленина, 58, офис 11

ул. Шатова, 2А/2

ул. Тихоокеанская, 218Б

ул. Краснореченская, 92 лит. Б, оф. 236

  • ул. Ленина, 58, офис 11
  • ул. Тихоокеанская, 218Б
  • ул. Краснореченская, 92 Б, оф. 236

Программы